Сейчас всë загрузим...
Всем знакома ситуация, когда у совершенно исправного, установленного внутри дома счетчика, заканчивается межповерочный интервал или эксплуатационный срок, и владелец помещения, в целях проведения поверки обращается в местный «энергосбыт», где ему предлагают провести данную услугу, с последующим выносом прибора на улицу, с установкой на ближайшей опоре (столбе) или стене здания. Без этого, ввод в эксплуатацию не осуществляют.
После чего, оплата электроэнергии производится уже не по счетчику, а по нормативу, что выходит существенно дороже.
Как следует поступать в подобном случае?
Вынос счетчика наружу – это инициатива сбытовой компании.
Итак, чем эта инициатива обусловлена, почему это требование так широко практикуется?
Прежде всего, тем что сбытовики таким образом решают проблему воровства и удобства снятия показаний. Если счетчик установлен внутри дома, то собственник легко может его обойти, сделав отвод, а снаружи, это сделать не получиться, кроме того, установка на улице позволяет осуществить доступ к прибору в любое время, снять показания или проверить его исправность.
Свои требования сбытовая компания основывает на «Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии» (Пост.№442 от 04.05.12), в соответствии с которыми установка счетчика должна проводится на границе балансовой принадлежности электросетей и электроустановки потребителей. Следом появляется вопрос: А где находится эта граница? Ответом на него может быть установка на стене дома или на границе участка.
Но, что при этом говорят правила устройства электроустановок ПУЭ, где представлены нормативы и регламенты при обустройстве и эксплуатации объектов энергетики, а именно:
«Счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях,... и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0°С. ...»
«... Допускается размещение счетчиков в неотапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки.»
Соответственно, получается, что счетчик необходимо ставить в сухом, помещении, защищенном от влаги, где температура не опускается ниже 0°С, а если ставить на улице, то необходим ящик (шкаф) с подогревом. Получается, что потребитель, в таком случае, вынужден будет дополнительно приобретать такой шкаф, в результате получается навязывание дополнительной услуги, на что никто не имеет права. В повседневной жизни, требования ПУЭ зачастую игнорируются энергетиками под предлогом того, что данное оборудование может эксплуатироваться и при минусовых температурах, что не всегда верно, так как не все счетчики рассчитаны на работу при таких условиях. В тоже время предлагать или навязывать какой-либо тип прибора, компания не может.
Так стоит ли соглашаться с требованием о выносе счетчика или нет?
Однозначного ответа здесь нет. Какие наши дальнейшие шаги? Здесь налицо два пути, либо устанавливать прибор, где скажут или обращаться в суд.
В случае если следовать указаниям энергетиков, и выполнять их указания, то существует огромная разница, где будет счетчик. Если речь идет о стене дома или фасаде, то цена вопроса незначительна, так как все ограничится изменением проводки в доме. Иное дело, если придется проводить вывод на близлежащую опору (столб) к дому, это связано с дополнительными затратами на шкаф учета, куда будет установлен счетчик, кабель и работу электромонтажника. Так же в этом случае возникает вопрос сохранности имущества.
В качестве примера, суд отказывает в требовании энергокомпании вынести счетчик на фасад дома и поддерживает собственника.
В данном случае, аргументы хозяина жилья о том, что данный счетчик нельзя эксплуатировать при температуре ниже -30 С˚ превалировали над требованием энергетиков, которые ссылались на то, что собственник вправе был выбрать прибор другого типа или дополнительно приобрести электрический шкаф с подогревом.
Решение в пользу хозяина дома основано на том, что прибор учета находится в доступном для проверки месте, а навязанные услуги по его выносу на улицу повлекут за собой дополнительные затраты. Апелляционный суд оставил решение в силе.
Есть так же ситуации с совершенно иным финалом, когда суд поддерживает требования сбытовой компании, ссылаясь на физические и технические возможности установки счетчиков на границе балансовой принадлежности и проверки состояния проводки, ведущей в дом. Что можно сказать по этому поводу?
Да в общем то, только то, что подача заявления в суд, подобна игре в рулетку «выиграл- проиграл», ничего предсказать нельзя, так как судебная практика двояка и выражается статистикой 50%/50%. Разумеется, есть вероятность добиться необходимого результата, но в этом случае не стоит уповать на собственные силы, а следует привлечь на помощь юриста. В этом случае, снова получаются затраты при негарантированом результате.